Часть вторая. Читайте первую часть здесь.

Переходим к следующему пункту, ко всему что касается физической организации услуги. Рассмотрение начнём с так называемой «коробки склада» – самого здания, где предоставляется ответственное хранение. А затем обсудим возможное внутреннее наполнение и какие варианты при этом могут быть.

Земля под склад ответственного хранения

Итак, здание склада находится на некоторой площадке, земельном благоустроенном (или не очень благоустроенном) участке. Предъявляемые требования к площадке (внешнему окружению склада) обычно заключаются в следующем:

  • место расположения склада относительно города, его районов или инфраструктуры в городе;
  • подъездные пути и удалённость от определённых магистралей, улиц и транспортных развязок;
  • пропускная способность и загруженность дорог на пути к складу;
  • условия контрольно-пропускного пункта (КПП) на въезде на территорию нахождения склада и график его работы;
  • платный/бесплатный въезд на территорию площадки;
  • размеры территории вокруг склада (размеры площадки) для маневрирования и ожидания различного типа грузовых машин;
  • количество постановочных мест для различного вида ТС (транспортных средств), часто рассчитывается как площадь склада на одни ворота или постановочное место, например, 1 ворота на 800 кв. м. склада;
  • наличие охраны периметра территории и видеонаблюдение;
  • качество покрытия площадки: асфальт, бетонные плиты, тротуарная плитка или гравийный слой.
Территория около склада ответственного хранения
Территория около склада ответственного хранения

Помещение склада под услугу ответственного хранения

Теперь про него. Про здание. Склад под ответственное хранение может быть любого класса, от А++ до «Z—«. Конечно же никаких «Z—» не бывает. Но направление мысли понятно. На начальном этапе помещением может даже служить крытый ангар, который устанавливают, например, на асфальт, и там предоставляют услугу. Т.е. некая временная конструкция. Главное, чтобы такие условия хранения ни в коем случае не навредили товару, который расположен в ангаре.

Чем выше класс склада, тем лучше условия, качество и стоимость хранения вы сможете получить/предоставить в нём. К примеру, из условий — это температурный и влажностный режим, освещение, график работы склада, из качества – нагрузка на пол, минимизация пыли, большая входная группа (ворота и пандусы), из стоимости – мезонинные конструкции, высотные стеллажи, автоматизацию и конвейеры. Но также нужно помнить, что высокая классность склада хранения влечёт за собой высокие начальные инвестиции и большие постоянные операционные затраты (текущие расходы на предоставление услуги ответственное хранение).

Способы хранения товаров на складе ответственного хранения

Тут всё просто. Товар клиента может храниться прямо на полу или же в искусственных складских конструкциях: во фронтальных стеллажах, каруселях, на мезонинах, в мелкоячеистых стеллажах и т.п.  Всевозможные конструкционные решения помогают нам не только выиграть складские площади, но и предоставить удобство для хранения и обработки неформатных или крупногабаритных товаров.

Рассмотрим напольное хранение. Сфера применения такого варианта может заключаться в требованиях, которые предъявляют товары. Это может быть не только большой вес или габариты, это может быть товар с высокой оборачиваемостью или товар, который допускает штабелирование, т.е. хранение в несколько уровней (ярусов) друг на друге. Перейдём к примерам.

  1. Алюминиевый профиль. Приходит на хранение в связке длиной 6 метров и диаметром 50 см. Т.е. получается своего рода пучок, который нужно разместить на хранение и который не помещается в стандартные фронтальные стеллажи и который не с руки при помощи механизации поднять на высокий мезонин. Да, под него можно установить консольные стеллажи и использовать специальные захваты у погрузочной техники. Но если такой клиент единственный среди множества других клиентов, то это исключение из правил. Используя схему напольного хранения, мы размещаем данный профиль на определённой площади и храним его до востребования. А отгрузить можем как кратно пачкам, так и поштучно, т.е. по одной профильке, профилинке или как там правильно называется одна штучка шестиметрового люминия. Это негабарит. Для него напольное хранение очень даже вариант.
  2. Дизельный двигатель, 2,5 тонны. Привезли мужики с Ярославля. Хранение на полу – чем для него не вариант? Большой вес, высокая стоимость. Хранение на стеллаже? На мезонине? Это какие же нам нужны нагрузочные характеристики для данных конструкций? Хранение на высоте влечёт за собой требования к высотной технике поднимать на стеллаж или на мезонин огромный вес. А такая техника очень дорогая. Да и риск уронить «на ногу» растёт по экспоненте вместе с весом груза и высотой подъёма. Нет уж. Тихохонько выгрузили, отвезли в укромный уголок и пусть храниться без всяких там рисков.
  3. Минеральная вода на евро поддонах. Допустим на улице жара, допустим на воду «вау» какой спрос и обороты воды через склад просто неимоверные. Да, мы можем паллет с водой разместить в стеллаж или закинуть на мезонин. Но зачем? Для то, чтобы через 15 минут его отгрузить со склада? Механизированные операции по размещению и отбору со стеллажа или мезонина очень ограничены по количеству в единицу времени. Да и износ дорогостоящей высотной техники нам совсем не нужен. Мы снова можем использовать напольное хранение для ускорения выполнения операций выгрузки/погрузки. Это высоко оборачиваемый товар, для него напольное хранение – то что дохтар праписал.
  4. А если это паллеты с молоком, которые в добавок к высокой оборачиваемости можно ещё и друг на друга ставить в три ряда. Представили? 30 евро паллет с литровыми паками молока стоят в три яруса и занимают 10 квадратов по полу! Молоко – это наш клиент.
Напольное хранение грузов и товаров
Напольное хранение грузов и товаров

Во всё остальном, если позволяют характеристики конструкции, вы можете хранить товары на различных видах стеллажного и мезонинного оборудования. Можете также ознакомиться с основными правилами хранения здесь (внешняя ссылка).

Техника на складах ответхранения

Конечно же были случаи, когда стартапы в ответхранении начинали вообще без какой-либо техники. Искали клиентов у которых товар приходил в навал небольшими коробками и отгружался тоже коробами. Но очень рекомендуется всё же на начальном этапе обзавестись хотя бы гидравлической тележкой, которая даст вам возможность выгружать некоторые не тяжёлые негабариты и товары на поддонах. Согласитесь, так надёжнее и веселее работать.

Для справки. Гидравлическую тележку в простонародье называют «рохля» или «рокла». Как правильно? Да как вам удобнее. Чаще всего встречается произношение «рохля».  Это название стало именем нарицательным, и закрепилось ещё со времён СССР, когда страна активно экспортировала погрузочную складскую технику. В большинстве своём это были гидравлические вилочные тележки финской компании ROCLA OY. Отсюда и пошло массовое повсеместное «называние» такой техники словом «рохля».

Гидравлическая тележка на складе
Гидравлическая тележка на складе

Самоходная складская техника

Есть электрические тележки, которые помогают перемещать грузы посредством электромотора. Таких девайсов несколько видов (категорий, если хотите). Один из них поводковая тележка. Это тот вариант, когда сотрудник за поручень (ручку тележки) при помощи кнопок управляет скоростью, направлением и подъемом/опусканием груза. Другой вариант имеет подставку, на которую сотрудник может встать. При этом тележка будет везти не только паллет с товарами, но и сотрудника. И третий вариант, это так называемый паллетоперевозчик с полноценным посадочным местом для сотрудника. Правда сидит он полу-боком и управление такой электротележкой не совсем стандартное. Но навыки управления вырабатываются очень быстро.

Самоходная погрузочная техника — погрузчики. Она может быть на дизельном двигателе или на электрической тяге. В зависимости от класса склада и от требований к безопасности и качеству могут применяться дизельные или электрические погрузчики. За счёт своих тяговых характеристик погрузчики не только облегчают погрузо-разгрузочные работы (ПРР), но и ускоряют и делают их более качественными и безопасными (как для людей, так и для товаров). К погрузчикам имеется в продаже целый арсенал всевозможный фич, в том числе различные захваты и держатели. Это выводит производительность труда на складе ответхранения на новую высоту. Владеть погрузчиком на складе можно в трёх вариантах: покупка, лизинг или аренда. У каждого способа есть свои плюсы и минусы. Не будем углубляться. Шагаем дальше.

Самоходный штабелер на складе
Самоходный штабелер на складе

Высотная техника на складах хранения

Она предназначена для подъёма грузов на значительную высоту для хранения в стеллажах или на верхних этажах мезонинов. Для примера, у вас склад класса A с высотой потолка 14 метров. На складе установлены стеллажи высотой 12,5 метров. Самая последняя балка расположена на высоте 12,5 метров. Ричтрак берёт паллет с товаров, подъезжает к стеллажу напротив нужного места на балке, поднимает паллет чуть выше 12,5 метров и заводит вглубь паллет, после чего его плавно опускает на балки.

Есть техника для работы в стеллажах с широкими проходами, а есть для работы с узкими. И называется она, соответственно, широкопроходная и узкопроходная. Ричтраки и штабелёры могут иметь свои особенности и характеристики, которые позволяют их использовать при различной ширине проходов между установленными стеллажами. Также штабелёры могут быть ручные гидравлические, только с электрическим подъёмом, полностью электрические поводковые или с посадочным местом для водителя.

Ричтрак штабелер на складе
Ричтрак штабелер на складе

В чём отличие ричтрака от штабелёра?

Есть мнение, что это в основном одно и тоже. Некоторые специалисты и лингвисты приводят особенности конструкции или характеристики по высоте и скорости. Вот наиболее распространённое определение, которое проводит черту между ричом и штабелёром. Ричтрак это самоходный штабелёр с полноценным (обычно полубоком) посадочным местом для сотрудника (оператора или водителя) и большей (или большой) высотой подъёма груза.

Какая точно высота подъёма вил считается большей и заставляет наш штабелёр превратиться в ричтрак не уточняется. Также особенностью конструкции ричтрака является возможность выдвижения мачты с паллетом на вилах вперёд при заведении паллета в стеллаж. При этом ведущие колёса и кабина рича может оставаться на месте.

Узкопроходные штабелёры на складе

Это техника, которая ездит между стеллажами только вдоль самих стеллажей. Т.е. только вперёд и назад. Какие-либо манёвры вбок и, тем более, разворот между стеллажами не возможен. Тем самым достигается самое маленькое расстояние между стеллажами и, как следствие, более высокая плотность мест хранения по сравнению с широкопроходной постановкой стеллажей.

Узкопроходный штабелёр (кратко «узкопроходник» или иногда «печка«) может выезжать из стеллажа почти наполовину или полностью, если нужно переехать и начать работать в другие стеллажи. Кстати, расстояние между двумя стеллажами (проход) по которому перемещается узкопроходник называется аллея.

Когда нужно разместить паллет на стеллаж, то сначала этот паллет подвозят к торцу стеллажа. «Печка» выезжает наполовину из аллеи, берёт на вилы паллет с товаром, который ставится заранее на торце и увозит в аллею. При этом узкопроходный штабелёр имеет возможность поднимать этот паллет (вместе с кабиной водителя) на нужную высоту и ставить паллет в нужную ячейку.

Производительность узкопроходного штабелёра

Работа узкопроходника сильно ограничена по производительности. Дело в том, что в одной аллее может работать в определённый момент времени только 1 штабелёр. Он ездит по направляющим автоматически, т.е. водитель не следит за линейным передвижение вперёд/назад. Водитель только контролирует захват паллета с торца стеллажа и постановку его на место в ячейку. Или обратная операция – съём с ячейки и постановка паллета в торце стеллажа.

 А если для размещения/съёма товара нужно переехать в другую аллею, то на это тратится значительное время. Водитель выезжает из аллеи, берёт управление в свои руки и начинает маневрировать, т.е. очень медленно и плавно разворачивается, и заезжает задом в другую аллею. Попутно водитель штабелёра пытается попасть на направляющие, чтобы далее система увидела направляющие и начала сама автоматически контролировать точность движения внутри аллеи.

Сами по себе узкопроходные штабелёры очень дорогие. И их обычно покупают в расчёте 1 штука на 5-10 аллей. Т.е. 1 «печка» обслуживает сразу 10-20 стеллажей. И если в этих 10 стеллажах нужно снять в каждом по 1-му паллету, то на съём 10 паллет может уйти не один час. Вы понимаете теперь производительность такого склада? Узкопроходная технология предназначена для клиентов, которые любят хранить свои товары, а не оборачивать их через склад.

Печка или почему узкопроходник так называют

«Печкой» называют такие штабелёры потому что у них массивные аккумуляторы расположены сзади, а водительская кабина с вилами – спереди. Это очень напоминает русскую печку из сказок. Есть ещё один недостаток. Из-за массивного зада штабелёра стеллажи в конце аллеи не допустимо ставить вплоть до самой стенки, так как попа печки не даст подъехать к последним ячейкам стеллажей. Здесь вы теряете немного площадей, которые не сможете использовать по назначению.

Это вторая часть. Первую часть читайте здесь.

Продолжение следует …

Комментарии

  • Жорж
    Ответить

    Про Рохлю слышал слышал. Интересная история и взаимоотношения с соседней не коммунистической страной.
    По паллето-перевозчикам. Обучение и привыкание происходит действительно очень быстро. При этом, как замечают водители, многооборотное круговое управление намного удобнее и эффективнее, чем стандартное рулевое.
    Кстати, перевозчики паллет также иногда называют именем нарицательным: мулинет или просто мулька. А некоторые их называют табуретками.

  • ВикиЛого
    Ответить

    Узкопроходную технологию навязывают клиентам продавцы стеллажей. В 90% случаев это вообще не то что нужно складу. Но руководство, которое принимает решение, покупается на то, что увеличивается количество ячеек в пересчёте на 1 квадрат. И они не думая столбят весь склад этими узкопроходными аллеями и потом тратят кучу денег на покупку печек. В итоге потом все плачут: оператор ответхранения, клиенты, сотрудники и в целом вся Российская логистика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.